Устройство и принцип действия компрессора ЗиЛ-130, Т-150, К-700
Поршневого типа, двухсекционный воздушный компрессор 130-3509015 (рисунок 1) осуществляет нагнетание воздуха в пневмосистему агрегата (Т-150, ЗиЛ-130, К-700). Устанавливается на двигатель и приводится во вращение от коленвала двигателя посредством клиноременной передачи. Поступление воздуха в цилиндры компрессора происходит через пластинчатые впускные клапана (поз. 22) из воздушного фильтра. Далее воздух сжимается поршнями (поз. 11) и вытесняется в пневмосистему через нагнетательные клапана (поз. 15), которые расположены в головке цилиндров.
Если давление воздуха в пневмосистеме превышает 7,65 кгс/см2, то происходит срабатывание регулятора давления. При этом воздух поступает в разгрузочный канал (поз. 25), поднимая плунжеры (поз. 31) впускных клапанов (поз. 22) и открывая клапаны впускные двух цилиндров. В результате этого происходит свободное перемещение воздуха по цилиндрам и прекращение его подачи в пневматическую систему. При понижении давления воздуха в системе до 6,0 кгс/см2 происходит выпуск воздуха из-под плунжеров регулятором давления в атмосферу. Плунжеры под воздействием пружин опускаются, клапаны впускные возвращаются на свои места, компрессор нагнетает воздух в пневмосистему.
Трущиеся поверхности компрессора Т-150, ЗиЛ-130, К-700 обеспечиваются маслом, поступающим из масляной магистрали по трубке к задней крышке (поз. 18) картера (поз. 1). Если компрессор начинает работать с появлением стуков, которые вызваны увеличенным зазором между шейками коленвала и подшипниками, то необходимо произвести замену вкладышей шатунов.
При работе компрессора может произойти его перегрев, вызванный недостаточной подачей масла, а также засорением воздушных каналов. При недостаточном давлении в системе, которое обеспечивает компрессор, необходимо осуществить проверку состояния трубопроводов, их соединений, а также проверить на герметичность клапаны.
Рис.1 – Компрессор воздушный 130-3509009-11, 5336-3509012-01 (Т-150, ЗиЛ-130, К-700)
1 – картер, 2 – передний подшипник коленчатого вала, 3 – крышка передняя, 4 – манжета, 5 – коленчатый вал, 6 – шкив, 7 – шатун, 8 – маслосъемное кольцо, 9 – поршневой палец, 10 – компрессионные кольца, 11 – поршень, 12 – пробка нагнетательного клапана, 13 – пружина нагнетательного клапана, 14 – головка блока, 15 – нагнетательный клапан, 16 – седло нагнетательного клапана, 17 – задний подшипник коленчатого вала, 18 – крышка задняя, 19 – пружина уплотнителя, 20 – уплотнитель, 21 – гайка кольцевая, 22 – впускной клапан, 23 – седло впускного клапана, 24 – шток впускного клапана, 25 – разгрузочный канал, 26 – пружина впускного клапана, 27 – пружина коромысла, 28 – коромысло плунжеров, 29 – гнездо штока впускного клапана, 30 – кольцо уплотнительное, 31 – плунжер впускного клапана.

Станьте первым!